Леопольд Антонович Сулержицкий (1872-1916) — режиссёр и педагог, переводчик и художник, путешественник и общественный деятель. За свою недолгую жизнь он многое успел: поработать за кулисами киевского Соловцовского театра, расписать вместе с Виктором Васнецовым Владимирский собор в Киеве, организовать крестьянскую школу, переселить с Кавказа в Канаду русских крестьян-духоборов и объездить полмира матросом.
Увлекался народничеством, толстовством, йогой, свободным танцем. Дружил с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале ХХ века сблизился с Московским Художественным театром и с 1906 года стал его режиссером, проводником Системы Станиславского, неутомимым изобретателем сценических эффектов, одним из духовных лидеров молодежи.
Последние годы жизни Сулержицкий посвятил основанной им вместе со Станиславским Первой студии на Поварской, откуда вышли Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман и другие прославленные деятели театра.
В режиссерском списке Сулержицкого такие знаковые постановки МХТ, как «Драма жизни» Кнута Гамсуна, «Жизнь человека» Леонида Андреева, «Гамлет» Уильяма Шекспира (в содружестве с Гордоном Крэггом), а также ряд замечательных постановок 1-й Студии.
Лучшей и самой долговечной работой режиссера стала легендарная «Синяя птица», для которой Сулержицкий написал световую партитуру. В Музее МХАТ хранится сделанная им книга записей репетиций спектакля, бережно переплетённая и подаренная любимому учителю — К. С. Станиславскому. А «Синяя птица» до сих пор не сходит с мхатовской сцены.