Татьяна Васильевна Доронина — актриса и режиссер, легенда отечественного театра и кино, три десятилетия возглавлявшая МХАТ им. М. Горького.
Татьяна Доронина родилась в Ленинграде. В 1956 году окончила Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского, мастерская Б. И. Вершилова) и вскоре была принята в труппу Ленинградского государственного театра им. Ленинского Комсомола, где обратила на себя внимание ярким исполнением роли Женьки Шульженко в спектакле по пьесе А. М. Володина «Фабричная девчонка». В роли Вавки в спектакле И. П. Владимирова «Маленькая студентка» по пьесе Н. Ф. Погодина молодую актрису заметил режиссер Георгий Товстоногов, художественный руководитель БДТ.
С 1959 по 1966 годы Татьяна Доронина — ведущая актриса Большого драматического театра им. М. Горького. Ее роли в спектаклях Г. А. Товстоногова — Надежда Монахова («Варвары» М. Горького), Валя («Иркутская история» А. Н. Арбузова), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф. М. Достоевского), Надя («Моя старшая сестра» А. М. Володина), Маша («Три сестры» А. П. Чехова), Лушка («Поднятая целина» М. А. Шолохова), Лоллия («Римская комедия» Л. Г. Зорина) стали открытиями в сценическом искусстве.
1966-1972 — период работы Татьяны Дорониной в МХАТ им. М. Горького. Среди ролей: Грушенька в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского, Настя в «На дне» М. Горького, Ирина Николаевна в «О женщине» Э. С. Радзинского, Маша в «Трех сестрах» А. П. Чехова, Дульсинеи в «Дульсинеи Тобосской» А. М. Володина.
Один за другим выходят культовые фильмы с ее участием: «Старшая сестра» (реж. Г. Г. Натансон, 1966), «Три тополя на Плющихе» (реж. Т. М. Лиознова, 1967), «Еще раз про любовь» (реж. Г. Г. Натансон, 1968), «Мачеха» (реж. О. А. Бондарев,1973) и другие. Трижды — в 1967, 1968 и 1973 годах читатели «Советского экрана» выбирают Татьяну Доронину актрисой года.
С 1972 по 1983 годы Татьяна Доронина служит в Московском академическом театре им. В. Маяковского, где играет главные роли в спектаклях, поставленных художественным руководителем театра Андреем Гончаровым. В числе ярких работ — Дульсинея в «Человеке из Ламанчи» Ф. Вассермана, Липочка в спектакле «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского, Ксантиппа Болта в «Беседах с Сократом» Э. С. Радзинского, Аркадина в чеховской «Чайке». Беспрецедентной по сложности и воздействию на зрителя работой Дорониной стало воплощение Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт в спектакле «Да здравствует королева, виват!».
В 1983 году Татьяна Доронина возвращается во МХАТ, где исполняет главную роль в спектакле «Скамейка» по пьесе А. И. Гельмана, роль Мамаевой в спектакле по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В эти же годы актриса работает в театре им. М. Н. Ермоловой, театре «Сфера», а также театре Эстрады, откуда с 1981 года ведут начало знаменитые поэтические моноспектакли и вечера Татьяны Дорониной в режиссуре П. Е. Тихомирова.
В 1987 году Татьяна Доронина становится во главе части мхатовской труппы на Тверском бульваре. Под ее руководством МХАТ сохраняет имя М. Горького. Делом жизни Татьяны Дорониной становится сохранение и развитие традиции русского психологического театра, возобновление исторических спектаклей МХАТ. Важнейшую роль в этом играет сотрудничество с выдающимся сценографом Владимиром Серебровским, чьи живописные декорации к «Вишневому саде» А. П. Чехова и другим спектаклям стали визитной карточкой МХАТ им. М. Горького. На сцене театра Татьяна Доронина создала ряд замечательных образов, среди которых — Раневская в «Вишневом саде» А. П. Чехова, Актриса в «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Э. С. Радзинского, Зоя Пельц в «Зойкиной квартире» М. А. Булгакова, Леди Макбет в «Макбет» У. Шекспира, Гурмыжская в «Лесе» А. Н. Островского, Мадам Александра в «Мадам Александре» Ж. Ануя, Софья в «Зыковых» М. Горького, Кручинина в спектакле «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Васса в «Вассе Железновой» М. Горького.
Сотрудничая с такими выдающимися режиссерами, как Сергей Данченко, Роман Виктюк, Валерий Белякович, Владимир Бейлис, Валерий Усков, Борис Щедрин, Татьяна Доронина, по мхатовской традиции, выводила на сцену талантливых режиссеров из актерской труппы. Среди них — Анатолий Семенов, Николай Пеньков, Юрий Горобец, Александр Дмитриев. На счету самой Татьяны Васильевны — более 25 режиссерских работ по русской, зарубежной, советской классике.
В их числе — «Французский квартал» Т. Уильямса (1990), «Полоумный Журден» М. А. Булгакова (1991), «Белая гвардия» М. А. Булгакова (1991), «Лес» А. Н. Островского (1993), «Мы идем смотреть ''Чапаева''» А. Белова (1993), «Мадам Александра» Ж. Ануя (1993), «Доходное место» А. Н. Островского (1994), «Версия ''Англетер''» А. А. Яковлева (1995), «Дама-невидимка» П. Кальдерона (1997), «Одна любовь души моей» А. С. Пушкина (1999), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (2000), «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского (2000), «Прощание в июне» А. В. Вампилова (2004), «Русский водевиль» Н. А. Некрасова, В. А. Соллогуба (2005), «Женитьба Белугина» А. Н. Островского (2006), «Комедианты господина...» М. А. Булгакова (2008), «Уличный охотник» А. А. Яковлева (2008), «Так и будет» К. М. Симонова (2010), «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца...» Е. Л. Шварца (2012), «Дикарка» А. Н. Островского (2013), «Как боги» Ю. М. Полякова (2014), «Пигмалион» Б. Шоу (2016).
Стоит особо отметить поэтические спектакли в постановке Татьяны Дорониной, среди которых особой популярностью пользовался — «Теркин жив и будет» по поэме А. Т. Твардовского, выпущенный в 1995 году, в год возобновления Парада Победы на Красной площади.
Ряд спектаклей Татьяны Дорониной вошли в «золотую коллекцию» МХАТ им М. Горького.
Татьяна Доронина — член Союза Писателей России. Вышедшая в 1998 году ее автобиографическая книга «Дневник актрисы» получила широкое признание.
С 2018 года Татьяна Доронина является президентом МХАТ им. М. Горького.