Царь Федор Иоаннович
Премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» в постановке К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в здании театра «Эрмитаж» открылся Художественно-общедоступный театр. Ошеломительный успех спектакля ознаменовал приход принципиально новой театральной реальности.
1898
Чайка
17 декабря состоялась премьера пьесы «Чайка». Именно эту дату Вл. И. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. Чехова, а чайка стала символом театра.
1898
На дне
Первые пьесы М. Горький писал специально для МХТ. Спектакль «На дне» 1902 г. обозначил обращение театра к социально-политической тематике. К. Станиславский с актерами посещал Хитров рынок, погружаясь в жизнь обитателей ночлежки. Постановка имела грандиозный успех.
1902
Бранд
Скандинавская «новая драма» занимала важнейшее место в репертуаре МХТ. Пьесу «Бранд» Вл. И. Немирович-Данченко считал самой революционной для своего времени. Спектакль возник под впечатлением разгона Думы и крестьянских волнений на юге России. Одна из самых ярких постановок по пьесам Г. Ибсена.
1906
Горе от ума
«Горе от ума» стал самым сенсационным спектаклем сезона для двух столиц. В постановке использовалась доцензурная версия текста под редакцией Ю. Озаровского. МХТ стремился отойти от клише и показать реальную жизнь Москвы времен А. Грибоедова. Чацкий в спектакле был представлен пылким юношей, а не обличителем пороков.
1906
Синяя птица
Легендарный спектакль К. Станиславского, единственный, сохранившийся до наших дней. Пьеса М. Метерлинка современниками воспринималась как манифест символизма. Новаторская режиссура впечатляла публику парадом аттракционов, сочетала в себе юмор и трогательный лиризм. Спектакль оказал значительное влияние на русский и мировой театр.
1908
Дни Турбиных
Спектакль стал дебютом М. Булгакова в качестве драматурга и положил начало длительному сотрудничеству писателя с МХАТ. Несмотря на преследования со стороны цензуры и нападки критиков, постановка стала одной из самых популярных в театре. Среди поклонников «Дней Турбиных» был И. Сталин, посмотревший спектакль 15 раз.
1926
Горячее сердце
Постановка продемонстрировала новый подход к классической драматургии А. Островского. Сатирически-обличительный спектакль говорил о социальных проблемах текущего дня. Самая остро-гротесковая постановка К. Станиславского, переосмыслившего свои подходы к театру после длительных зарубежных гастролей.
1926
Бронепоезд 14-69
Постановка спектакля по популярной повести Вс. Иванова была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. В «Бронепоезде 14-69» Художественный театр открыл для себя новый жанр — героическую драму. После триумфального успеха спектакля МХАТ подтвердил свою репутацию главного драматического театра страны.
1927
Анна Каренина
Спектакль «Анна Каренина» в постановке Вл. И. Немировича-Данченко — один из долгожителей мхатовской сцены. Премьера прошла с триумфом, вместе со зрителями актерам аплодировали руководители СССР. Гастроли 1937 г. во Франции прошли с аншлагом, несмотря на «мертвый сезон». В 1953 г. на основе постановки был снят фильм-спектакль, сам по себе ставший событием.
1937
Три сестры
Вместе с этим спектаклем в МХАТ вернулась чеховская драматургия. Постановка Вл. И. Немировича-Данченко признается лучшим спектаклем советского периода МХАТ. Она произвела сильнейшее впечатление на предвоенного зрителя, под ее влиянием жили и творили лучшие советские режиссеры «оттепели». Во время гастролей 1958 г. в Великобритании спектакль был восторженно принят публикой и критиками.
1940
Русские люди
В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова — первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ — самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.
1942
Три толстяка
В 1930 г. Вл. И. Немирович-Данченко уже обращался к сказке Ю. Олеши «Три толстяка» — эта постановка должна была сменить «Синюю птицу» — но по ряду причин не задержалась в репертуаре. В 1961 г. спектакль поставили в новой сценической версии по новой инсценировке. «Три толстяка» В. Богомолова и М. Горюнова стали одним из самых популярных спектаклей в истории МХАТ и были сыграны 761 раз.
1961
Дульсинея Тобосская
Первый спектакль О. Ефремова в качестве художественного руководителя МХАТ. Здесь он выступил в качестве режиссера и актера. Знаменитый кинодуэт О. Ефремова и Т. Дорониной впервые обрел свое место на сцене. Единственный совместный спектакль двух выдающихся артистов.
1971
Сталевары
Производственный по теме, эпический по форме, этот спектакль занимает особое место в истории МХАТ. Пьеса была написана по инициативе О. Ефремова. В процессе работы над спектаклем авторы плотно общались работниками завода «Серп и молот». Революционная сценография И. Сумбаташвили воссоздала на подмостках театра реальный мартеновский цех.
1972
Соло для часов с боем
В этом спектакле О. Ефремов собрал на сцене легендарных «стариков» МХАТ — М. Яншина, О. Андровскую, М. Прудкина, В. Станицына, А. Грибова. Для некоторых из них спектакль стал последней премьерой в жизни. С этой постановки началась карьера знаменитого режиссера А. Васильева, работавшего в театре режиссером-стажером.
1973
Иванов
Иванов — первая роль И. Смоктуновского в Художественном театре и одна из самых значимых в его карьере. О. Ефремов предложил зрителю новое прочтение чеховского текста. Спектакль об утрате смысла жизни оказался крайне созвучным настроениям эпохи «позднего застоя».
1976
Тартюф
Самый «вахтанговский» спектакль великого режиссера А. Эфроса: смешной, легкий, умный. На протяжении 1980-х гг. шел с неизменным аншлагом. Выдающаяся работа художника сцены Д. Крымова, звездный ансамбль актеров.
1981
Скамейка
Одна из самых громких премьер 1980-х гг. Пьеса долгое время была под запретом, добиться ее постановки удалось Т. Дорониной. Сценический дуэт Т. Дорониной и О. Табакова производил огромное впечатление на зрителя. Автор пьесы А. Гельман стал знаковым драматургом МХАТ времен О. Ефремова.
1984
Старая актриса на роль жены Достоевского
Роль Т. Дорониной в этом спектакле, где ее постоянным партнером выступал артист А. Ливанов, считается одной из лучших в репертуаре актрисы.
1988
Прощание с Матерой
«Прощание с Матерой» — этапная постановка МХАТ им. М. Горького, в которой совпали художественные принципы, общественная позиция и мироощущение автора и театра. События 1960-х гг., описанные в повести Распутина, перекликались с современностью: разоренный в 1987 г. МХАТ едва не «ушел под воду», как остров Матера.
1988
Лес
Спектакли по пьесам великого русского драматурга в постановке Т. Дорониной, в декорациях В. Серебровского, с музыкальным оформлением В. Соколова стали визитной карточкой МХАТ им. М. Горького рубежа веков.
1993
Ее друзья
В. Розов написал пьесу «Ее друзья» в 1949 г. Почти через полвека пьесу поставил на сцене МХАТ им. М. Горького знаменитый кинорежиссер В. Усков, не изменив в ней ни слова. Режиссеру и актерам удалось создать живой, эмоциональный и правдивый портрет молодого послевоенного поколения.
1997
Мастер и Маргарита
Т. Доронина как художественный руководитель театра активно поддерживала традицию булгаковских спектаклей в МХАТ им. М. Горького. Большая сцена МХАТ оказалась идеальным полигоном для экспериментальных постановок В. Беляковича. «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова — самый зрелищный и самый амбициозный спектакль известного режиссера.
2009
Пигмалион
Спектакли по классическим европейским пьесам в МХАТ «доронинского периода» можно назвать торжеством сценографии и костюма. «Пигмалион» в постановке Т. Дорониной — это красочное, захватывающее зрелище, насыщенное юмором и неподдельными эмоциями.
2016
Отцы и дети
Главная тема романа — конфликт мировоззрений двух поколений — остается неизменно актуальной и в наши дни. Режиссеру и актерам спектакля удалось воплотить на сцене подлинный дух классической русской литературы, а художнику — воссоздать очарование провинциальных усадеб позапрошлого века.
2018
Последний срок
В 1977 году В. Распутин написал инсценировку своей повести специально для МХАТ. 8 мая 2019 года «Последний срок» вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького в новой постановке С. Пускепалиса. Спектакль переносит зрителя в советскую деревню к умирающей старухе и заставляет вспомнить о своих корнях, о долге перед родителями и горькой женской судьбе.
2019
Леди Гамильтон
Спектакль по пьесе Т. Реттигена «Он завещал ее нации» утвердил на сцене МХАТ имперский стиль. На фоне грядущего Трафальгарского сражения разворачивается любовная драма национального героя Великобритании адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Одна из величайших историй любви двух выдающихся личностей, бросающих вызов общественному мнению.
2019
Синяя птица
В 2019 году состоялась реконструкция единственной постановки К. Станиславского, дожившей до наших дней. Была проведена тщательная работа по восстановлению декораций, костюмов, текстов и утраченных смыслов. Сегодняшний маленький зритель продолжает удивляться чудесам «Синей птицы», как это было и сто лет назад.
2019
Снежная королева
Старая сказка, рассказанная языком песен, трюков и мультимедийных технологий. Калейдоскоп чудес, ярких красок, современных ритмов, юмора и отваги влюбил в себя юного зрителя. На сцену вернулся перевод, не прошедший правку советской цензурой, и вновь зазвучали христианские мотивы, заложенные автором.
2019
Три сестры
В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Чехова, 120 лет — пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате МХАТ реконструировал один из самых знаковых спектаклей своего репертуара. Исследовательская работа была проведена совместно с театроведом Светланой Новиковой, художниками МХТ им. А. Чехова, Музеем МХАТ.
2020
Холодное сердце
Из всех немецких сказочников Вильгельм Гауф считается самым детским. Но «Холодное сердце» — это не только увлекательная история, это серьезный разговор о смысле жизни, о любви и милосердии. Новая версия старого спектакля показана в 2020 году. Сегодня спектакль можно поздравить с новым рождением. Рукотворное волшебство декораций украшено видеоартом, а сценическое действие наполнено новой музыкой.
2020
Нюрнбергский вальс
Спектакль «большого стиля»: в декорациях, которые воспроизводят интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия в Нюрнберге, зрители, как очевидцы Нюрнбергского процесса, станут свидетелями исторического трибунала и трагической любовной истории русской аристократки-эмигрантки и советского разведчика.
2020
Лес
Новая постановка МХАТ отличается от привычного и классического Островского: стык авангарда, классического театра, буффонады, минимализма и многослойности — петербургский режиссер Виктор Крамер сочетал несочетаемое с помощью иронии и юмора.
2021
Бессмертные строки
Стихи о войне — это всегда от сердца, потому что память Великой отечественной — это генная память, и Победа над нацизмом — это победа на все времена.
2021
Пиноккио
Зритель оказывается в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю. Действие спектакля разворачиваются в огромной декорации в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, в волшебный Театр!
2021
Женщины Есенина
Известно, что в жизни Сергея Есенина было несколько больших романов, отразившихся в его поэзии. Почти все они заканчивались трагически. Он посвящал своим возлюбленным стихи, ставшие классикой русской поэзии, но не умел сохранить чувство к женщине надолго. МХАТ им. М. Горького рассказывает зрителям о поэте, обратившись к его личной жизни, к судьбам женщин, которые оставили след в его творчестве.
2021
Жди меня
«Жди меня» — спектакль-сенсация от режиссера постановки «Женщины Есенина» Галины Полищук. «Жди меня» — пронзительный, предельно честный, временами жесткий до боли спектакль по мотивам рассказа «Нежданно-негаданно» Валентина Распутина.
2022
Золушка
Режиссер Вячеслав Стародубцев решил поделиться с ребятами тем, что любит сам. Не нарушая сюжета любимой сказки, он наполнил ее грезами своего детства. С помощью новейших технологий добрая Фея откроет перед Золушкой космический мир зазеркалья, где дерзкая пацанка и замарашка превратится в прекрасную трепетную девушку и наденет лучший в мире наряд. Старомодную карету сменит агрегат покруче. А в невероятном королевском дворце Золушку будет преследовать необычный персонаж Убегающее время.
2022